S (Specific) — конкретность
Это значит, что ваша цель должна быть сформулирована четко и понятно. Размытые фразы могут привести к недопониманию и снижению мотивации.
Возьмем цель Алены, она состоит из нескольких частей. Конкретизируем каждую из них.
Что значит “востребованный специалист”? - для Алены это может значить, что ее “клиентская база расширяется”.
Что значит “специалист международного уровня”? - “есть клиенты из других стран”.



M (Measurable) — измеримость
Необходимо дать цифры, чтобы вы могли отслеживать прогресс. Когда вы будете видеть, как растете и постепенно приближаетесь к желаемым значениям, это будет давать сил и стимулировать продолжать работать.
Для Алены:
востребованный = 100 новых клиентов;
международный уровень = клиенты из двух и более стран.


A (Achievable) — реалистичность
и достижимость
Цель должна быть реальной, важно объективно учитывать свои ресурсы и возможности. Не пытайтесь прыгнуть выше головы, иначе вы можете быстро потерять мотивацию и не сделать ничего.
Задавайте себе вопросы:
Например, для Алены на данный момент “войти в топ-5 коучей на западном рынке” будет слишком амбициозной целью, а “найти 100 новых клиентов, при этом чтобы некоторые из них были из двух и более стран” - вполне реально. Она может увеличить трафик, например, за счет рекламы и набрать русскоязычных клиентов, которые живут в странах СНГ.
Таким образом, цель Алены будет звучать так “я хочу расширить клиентскую базу на 100 человек и начать работу с клиентами из трех других стран”.


R (Relevant) — значимость
Цель должна соответствовать вашим долгосрочным интересам и ценностям. Для проверки задавайте себе вопрос: «Почему эта цель важна лично для меня?».
Для Алены такая формулировка цели соответствует ее ценностям и большой мечте “стать востребованным специалистом”. Эта цель заряжает ее и мотивирует.


T (Time-bound) — ограничение по времени
Установите точные сроки для достижения цели. Так вы сможете сосредоточиться и спланировать свои действия и ресурсы.
Для Алены оптимальный срок достижения цели - до конца 2025 года.


E (Emotional) — эмоциональный отклик
Цель должна мотивировать вас двигаться вперед и ежедневно работать над этим. Постарайтесь найти глубинную базовую эмоцию, которая делает для вас достижение этой цели значимым.
Например, для Алены быть востребованным специалистом - значит всегда иметь работу, заработок для комфортного существования - быть в безопасности. А выход на международный уровень - значит карьерный рост, профессиональная реализация.


R (reflection) — рефлексия
Это процесс, когда вы постоянно анализируете, что вы сделали для достижения цели. Такая оценка помогает понимать, что работает, а что нет, и при необходимости корректировать план действий, подход, сроки, а порой и саму цель. Такая гибкость позволяет адаптироваться к новым обстоятельствам и сохранять мотивацию.
Так, Алена в процессе достижения цели может понять, что для выхода на международный уровень ей нужно работать не только с русскоязычными клиентами, а значит нужно хорошо овладеть еще как минимум одним языком. В таком случае она может увеличить сроки и добавить еще одно направление для работы - изучение языка.

